КУРЬЕЗЫ ТЕХНИКИ: ROLLS-ROYCE НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

lenin001
Личные автомобили «сильных мира сего» являются особо притягательной темой. Рассказ о самых интересных «номенклатурных» экспонатах в нашем Музее предваряем экскурсом в историю. Один из самых уникальных автомобилей в истории российского правительственного автопарка, единственный в мире Rolls-Royce на гусеничном ходу, принадлежавший В.И. Ленину, дожил до наших дней, при этом сохранился в полностью оригинальном состоянии!

Своим существованием «гусеничный» Rolls-Royce обязан трудам французского изобретателя Адольфа Кегресса, работавшего в самом начале XX века при дворе Императора Николая II. В 1906 году он получил приглашение от князя Орлова стать техническим директором Императорского гаража в Царском Селе, а затем еще и личным шофером Николая.

autowp-ru_delaunay-belleville_70_smt_2
Автомобиль Николая II Delaunay-Belleville SMT, Кегресс за рулем

Помимо поддержания в порядке многочисленного автопарка царя, Кегресс успевал заниматься изобретательством: пытаясь улучшить проходимость автомобиля на заснеженной дороге, Адольф строил экспериментальные полугусеничные экипажи на базе шасси Mercedes, Packard, Руссо-Балт: на передние колеса монтировались лыжи, задние заменялись мягкими гусеницами, которые делались из толстого войлока (позднее из резины). В 1914 году конструкция была доведена до ума, и Кегресс получил патент на «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами, и снабженные поворотными полозьями на передней оси».

179388733
Испытание Mercedes с приводом «кегресс» летом 1912-го. За рулем – князь Орлов, справа – Адольф Кегресс

Крах Империи французу удалось пережить без потерь: после Февральской революции и отречения Императора от престола, Кегресс сдал все имущество царского гаража Временному правительству, и не медля бежал вместе с семьей в Финляндию, откуда вернулся затем в Европу, к себе на родину. В дальнейшем судьба его сложилась успешно — он сотрудничал с компанией «Ситроен» (Citroën), которая приобрела его изобретение, и продолжал заниматься любимым делом до самой смерти.

Владимир Ильич Ленин всегда был большим поклонником продукции Rolls-Royce. С 1919-го Ленин использовал в качестве основного автомобиля Silver Ghost (1914), а на следующий год решил закупить для «молодой республики» в Британии сразу оптом несколько новеньких Роллс-Ройсов.

Зимой 1920 года, которая выдалась особенно снежной, Ленин, постоянно испытывая трудности с поездками в Москву из Горок, где он отдыхал и лечился, вспомнил виденный им в Царском селе автомобиль царя на гусеничном ходу, и решил изготовить аналогичного типа вездеход для своих нужд. За основу был взят новый Rolls-Royce Silver Ghost Continental, купленный в 1922 году в Великобритании. Переделка осуществлялась на Путиловском заводе.

i_007
Гусеница Rolls-Royce крупным планом

Гусеничная лента была сделана из прорезиненной ткани. Ходовая часть представляла из себя два ведущих колеса, каждое с цепным приводом от моста, и четыре опорных катка малого диаметра (с каждой стороны). Подвеска — балансирная, на листовых рессорах. Широкие гусеницы вкупе с длинными лыжами, смонтированными на передних колесах, обеспечивали большую площадь опоры, за счет чего уменьшалось удельное давление на снег, и проходимость вездехода была на высоком уровне. Однако ведущие колеса не имели какого-либо фиксированного сцепления с внутренней поверхностью гусеницы, поэтому периодически они пробуксовывали на плотно укатанном снегу. Так или иначе, со своей основной задачей чудо-Rolls-Royce справлялся блестяще, обеспечивая оперативное сообщение с Москвой при любой погоде. Машина служила вождю до самой смерти.
lenin001
Единственный в мире Rolls-Royce с гусеничным приводом, один из 3 сохранившихся до наших дней личных автомобилей Ленина, и последний уцелевший вездеход, собранный по схеме Кегресса — увы, историческая значимость этой машины довлеет над ее уникальностью с точки зрения истории техники, поэтому экспонируется этот Rolls-Royce в музее «Горки Ленинские» под Москвой.

Метки: , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.